18.Религиозные чувства

Смотреть полностью Эти особенности трактовки сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке. Существенную роль в этом играют две черты нетрадиционных верований: В зарубежной психологии религии давно зафиксирован и активно обсуждается факт устойчивости религиозной веры. Речь идет о том, что верования многих религиозных людей способны сохраняться даже в том случае, если жизненная практика доставляет информацию, противоречащую их верованиям. С точки зрения концепции Фестингера, существование в сознании человека двух или нескольких идей, образов или представлений, которые не соответствуют друг другу, вступают в противоречие между собой, ведет к психологическому дискомфорту.

Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат.

что под воздействием сильного запаха «сторожевой пес» может привести мозг в состояние готовности или породить умеренное чувство страха.

Религиозное чувство Опубликовано Так, например, теоретический атеист по — существу отрицает лишь известные ему образы Бога, которые считает ложными, но стремится к истинному Богу, не осознавая этого. Религиозное чувство трудно вербализуется. называл это чувство святым. Для религиозное чувство это не концепция, черта характера или структура, а тип необычного сильнейшего переживания, всезахватывающего, вызывающего благоговейный страх.

Это уникальное переживание не может быть понято и постигнуто в рамках обычных психологических или философских категорий. Таким образом, автор подчеркивает неанализируемость религиозного чувства. В дальнейшем это чувство называлось и другими авторами как обозначающее необычное, странное и сверхъестественное переживание. считал, что такие переживания являются источником религии. Их возникновение в психике уже первобытного человека было стартовым пунктом развития религиозного мышления и лежало в основе религиозной эволюции.

Концепция тени объекта Она , очевидно, может быть использована при объяснении механизма Ребенок Он таким образом, не только интернализует свои переживания, но

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека.

Как может это космическое религиозное чувство передаваться от одного Он не находит смысла в религии страха и в равной степени.

Три основных элемента религиозного чувства. Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения. Другими словами, понятие религиозного возбуждения должно также распространяться на возбуждение, испытываемое покорными массами, когда они распахивают душу для восприятия речи любимого вождя, и возбуждение, испытываемое при созерцании величественных явлений природы.

Вначале мы вкратце приведем данные о религиозных явлениях, которые были получены до проведения сексуально-энергетического исследования. Социологические исследования показали, что формы и содержание различных религий зависят от уровня развития социально-экономических условий. К примеру, анималистические религии соответствуют образу жизни первобытных людей, которые жили охотой. Во время культурного кризиса чувство бессилия перед силами природы и социальными потрясениями приводят к развитию религиозных идеологий.

Социологические исследования ничего не сообщают о динамике религиозной идеологии и не позволяют понять психологический процесс, характерный для лиц, оказавшихся под влиянием данной идеологии. Психология бессознательного дополняет социологическую интерпретацию религии психологической интерпретацией. Стала понятной зависимость религиозных культов от социально-экономических факторов. Теперь ученые приступили к исследованию психологического процесса, который реализуется в людях, оказавшихся под влиянием религиозных культов.

Статья О религиозных чувствах и формах религиозности

Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. В определенный момент можно установить зависимость между явлениями оргастического и религиозного возбуждения, начиная с простейшей набожности я кончая глубоким религиозным экстазом. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения.

Сюда необходимо включать все возбуждения, характеризуемые определенным психо-соматическим состоянием. Другими словами, понятие религиозного возбуждения должно также распространяться на возбуждение, испытываемое покорными массами, когда они распахивают душу для восприятия речи любимого вождя, и возбуждение, испытываемое при созерцании величественных явлений природы.

Я начала все больше чувствовать себя католичкой и все меньше . России, а на Кавказе процент религиозных людей куда больше.

Эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным.

Но, возражая против понимания религиозного чувства теологами и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную специфику. Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно—физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же как у верующих людей, так и у неверующих.

Поэтому с помощью физиологии высшей нервной деятельности нельзя обнаружить специфики религиозного сознания. Попытки, предпринимавшиеся в этом направлении, неизбежно вели к биологизации религии. Сказанное не означает, будто данные физиологии высшей нервной деятельности бесполезны и не нужны для атеистов.

Особенности религиозных чувств

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись? От ужаса, от бессилия, от смерти, от темных сил, от хаоса и абсурда.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий Религия — Дочь Надежды и страха, объясняющая Невежде природу Непознаваемого. . Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.

Религиозные чувства в осмыслении Вильяма Джемса аспирант кафедры религиоведения философского факультета Киевского национального университета им. Современный этап развития общества характеризуется повышением интереса к вопросам значимости религии как составного компонента духовной культуры, в которой вещи мира заново переопределяются в пространстве человека. Эта проблема актуализируется еще потому, что сегодня весь комплекс социально-экономических проблем осложняется все более глубоким культурным кризисом, вызывая духовную деградацию общества, утрату ценностных ориентиров и дальнейшее падение нравов.

В этом контексте очень важно активизировать усилия по повышению духовного уровня человека, формированию устойчивой системы глубоких морально-религиозных ценностей, поскольку именно они составляют основу мотивационной сферы как личности, так и общества в целом. Однако невозможно понять специфику религиозного сознания, не выяснив онтологического основания религиозного чувства, переживаемого и осмысляемого на личностном уровне.

Введения данного феномена в состав личностного смысла открывает новые возможности в исследовании религиозности человека, особенностей ее проявления. Рассмотрению религиозного чувства как особого компонента религии, как сложнейшего и многоаспектного феномена духовной культуры посвящены ряд работ, выполненных как в рамках конфессионального, так и светского подходов Э. Однако мало исследований, где данный феномен рассматривался бы с точки зрения его сущностных и функциональных характеристик.

Поэтому сегодня назрела объективная потребность в реконструкции учения о религиозном чувстве В. Джемс был одним из первых исследователей этих областей. Джемса сверкает своей необычностью и многообразием. Его научные труды стали весомым вкладом в ряд гуманитарных дисциплин, среди которых можно выделить философию, психологию, религиоведение. Особый интерес представляют статьи С. Хотя оценка идей В.

О религиозных чувствах и формах религиозности

Религиозное Чувство и его Развитие. Вопрос о развитии религиозного чувства в человеке всегда был актуален, а в наше время он стал жизненно неотложным. В былые времена, он стоял на первом месте в семье и школе, но теперь им перестали интересоваться, как устарелым, не современным и не заслуживающим внимания современного общества особенно в христианских странах.

Этот важный житейский вопрос заменен пошлым, разнузданным сексом, снижающим духовный и моральный уровень человечества.

Основные категории религиозной антропологии Кьеркегора категорий религиозной антропологии Кьеркегора (веры, отчаяния, греха и страха) . иным, как кощунством, которое способно только ослабить религиозное чувство.

Искать Не нашли работу? Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности.

Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности. Он пишет, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства, и рассматривает три типа религиозности:

Как преодолеть чувство страха? (прот. Владимир Головин)